Вернуться
Артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка
Многие родители уже не раз слышали и читали об артикуляционной гимнастике, ее пользе для развития речи ребенка. Однако хочется еще раз вернуться к этой теме, чтобы помочь избежать некоторых заблуждений и проблем, которые могут возникнуть даже в процессе использования таких полезных и доступных упражнений.
Артикуляционный уклад (артикуляция)- положения и движения, которые занимают и выполняют речевые органы (например, язык, губы, небо и др.) для произношения определенного звука. И все не так просто. Например, только для произношения звука «Ж» ребенку необходимо в голове контролировать следующий комплекс движений и положений: собрать и удерживать губы в трубочку, язык поставить в форме чашечки, выдыхать теплой, плавной струей воздуха на поднятый кончик языка. Необходимо также следить, чтобы голосовые связки вибрировали, иначе звук выйдет шепотом, и держать мягкое небо в поднятом состоянии, в противном случае звук будет гнусавым. Сложно малышу? Конечно! Он учится произвольным движениям и пытается контролировать процесс в быстром потоке речи.
Артикуляционная гимнастика- комплекс специальных упражнений, которые помогают подготовить речевой аппарат к воспроизведению этих положений и движений, то есть к правильному произношению звуков.
Артикуляционные упражнения развивают подвижность языка, губ, неба, создают условия для точных, целенаправленных и тонких дифференцированных движений. Для каждого звука характерен свой артикуляционный уклад. Комплексы упражнений нуждаются в строгом отборе, чтобы польза была несомненной и максимальной. А это делают далеко не все.
С помощью гимнастики сложный артикуляционный уклад звука раскладываем на отдельные элементы. Например, для отработки вытягивания губ вперед используем упражнение «хоботок», для подъема боковых краев языка - «трубочку», для подъема кончика языка- «вкусное варенье», «качели», отработки выдоха на поднятый кончик языка- «фокусник». Малышу проще усвоить сложное по частям. Малыш усваивает отдельные элементы артикуляции, но ему затем сложно воспроизвести все в целостном образе, а не по частям, как было в упражнении.
Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Это замечательно, потому что подключается дополнительный зрительный контроль. Ребенок запоминает видимые положения и движения губ и языка. Быстрее усваивает позиции. Если постоянно использовать зеркало, то ребенок отвлекается от других ощущений (например, от кинестетических) и не использует тактильно-вибрационный, осязательный, контроль в полном объеме. Другими словами, отходя от зеркала, он с трудом вспоминает и воспроизводит положения и движения по памяти, так как нет зрительного образца. Процесс замедляется, в общении с окружающими малышу это делать сложно и он перестает контролировать себя, допуская ошибки произношения вновь и вновь.
Большинство артикуляционных упражнений выполняются вне рта, а это неестественно с точки зрения физиологии. Мы же не говорим с высунутым языком. Значит, ребенку приходится самостоятельно в процессе речи контролировать заданное положение языка (во рту).
Во время большинства артикуляционных упражнений язык напряжен, а для ребенка важно научится контролировать и напряжение и расслабление языка, так как при некоторых речевых нарушениях, например, дизартрии, длительное напряжение артикуляционных мышц может спровоцировать непроизвольные насильственные подергивания, тремор (дрожание) и сопутствующие движения, которые искажают речь.
Что же делать? Дорогие родители запомните ряд правил и требований:
Подбирайте упражнения, которые соответствуют артикуляции отрабатываемого звука. Если при произношении звука требуется подъем кончика языка, то можно рекомендовать все движения языка наверху – почистим верхние зубки язычком, слизнем капельку варенья с верхней губы, потянемся язычком к носику и т.д. Если требуется подготовить язык к вибрации (раскатистый рррр), то берем упражнение- поцокать языком как лошадка стучит копытами, то медленно, то быстро, (жеребец, лошадь и жеребенок), постучать за верхними зубами по бугоркам кончиком языка будто дятел долбит клювом по дереву (произнося быстро и напряженно—ддддд). Комплексы упражнений в соответствие с артикуляционным укладом звука уже есть. При необходимости и по вашему запросу мы их напечатаем.
В момент обучения новому артикуляционному упражнению мы используем зеркало, но как только ребенок запомнит видимые положения, зеркало убираем и привлекаем внимание ребенка к другим ощущениям. Например, тактильно – вибрационным. Для этого прикладываем ладошку ребенка к горлышку в области гортани. И показываем как «поет», танцует» голосок в своем домике, так что стенки домика дрожат. Осязательно- чувствительный показ- прикладываем ладошку к губам и учимся определять насколько теплый ветерок вылетает изо рта, когда произносится песенка звука, куда он направляется и насколько он плавный. Обязательно используем кинестетические ощущения. С закрытыми глазами ребенок должен научиться чувствовать позиции и движения языка, губ, неба.
Упражнения для развития кинестетических ощущений включаем обязательно, желательно еще до того, как малыш освоит полноценные артикуляционные движения. Например, предложить закрыть глазки и спросить где прикоснулась ложечкой к язычку или к губам, в каком месте. Капнуть капельку воды и спросить тепло или холодно язычку, какая капелька на вкус – сладкая, соленая, кислая. Попробовать определить величину зернышка крупы на язычке (для детей постарше - форму зерна или конфетки).
Литература:
1. Ершова О.А., дефектолог (сайт Детский маршрут)
2. Косинова Елена. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: ЭКСМО: ОЛИСЕ, 2011.
3. Коноваленко В.В. Артикуляция, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения
Вернуться
|
|