Вернуться
Развитие правильной речи ребенка в семье
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ним. Поэтому, чтобы научить говорить, он должен, прежде всего, слышать речь. Малыш слушает обращенные к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нем основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребенка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ними стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем. Конечно, если трехлетний малыш не всегда правильно строит предложение, не может последовательно и логично передать содержание прочитанной ему сказки, рассказа, допускает лексико–грамматические ошибки или неправильно произносит некоторые звуки, то ничего страшного в этом нет. Это вполне объяснимо физиологическими особенностями формирования детской речи. Но недопустимо, когда ребенок в пять, шесть и даже в семь лет не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки. От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли. Он охотно выступае6т с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними переживаниями и впечатлениями. Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни на другие, стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что еще хуже, будут смеяться над ними. Даже неправильное произнесение одного звука может травмировать ребенка. Если ребенок неправильно произносит звуки и знает об этом, то он старается не употреблять слова с этими звуками, используя при этом другие, порой не всегда удачные, отчего речь становится неточной, а иногда и непонятной для окружающих. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребенка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой. Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже 3 – 4 годам. Другие говорят четко и ясно 6 -7 лет.
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми знаниями. Игры, сказки, стихи должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки с слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие детей.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Вернуться
|
|