МБДОУ "Детский сад №125"      г. Чебоксары
Диалог со специалистом.Советы логопеда.

Вернуться

Причины возникновения речевых нарушений

Причины речевых расстройств очень разнообразны. Можно выделить причины внутренние и внешние. Вызванные проблемами в период созревания плода, раннего развития малыша и возникшие в последующие периоды, как осложнение после тяжёлых заболеваний. Отдельная группа причин, в основе которых лежат психотравмы, нарушение детско-родительских отношений, тяжёлая социальная обстановка, педагогическая запущенность и низкий образовательный уровень родителей.

Двуязычие в семье является причиной речевых затруднений ребёнка. К внутренним причинам относится плохая наследственность. Причиной речевых нарушений является внутриутробная патология, повреждения при родах и воздействие различных вредных факторов после рождения. Нервная система ребёнка страдает от асфиксии (кислородное голодание мозга в момент родов), а отделы головного мозга от родовой травмы. Внутречерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, возникшие внутриутробно. Это чревато возникновением такого тяжёлого расстройства, как алалия. При «захвате» мозговых структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения звукопроизносительной стороны речи - дизартирии. При иммунологической несовместимости крови матери и плода возникают специфические нарушения звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.

При воздействии вредных факторов на беременную женщину с 4 недель до 4 месяцев могут возникнуть тяжелейшие аномалии и пороки развития, такие как открытая ринолалия. В связи с вирусными заболеваниями, приёмом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности, могут возникнуть эмбриопатии, выражающиеся в отставании физического, речевого и умственного развития, черепно-лицевых уродствах ребёнка.
При алкоголизме родителей зафиксирована более высокая смертность плода, недоношенность, более высокая заболеваемость.

В дошкольном и школьном периоде эти дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, отставанием психического развития с проявлениями общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, грубыми нарушениями внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении.

Имеются данные, что хроническое курение матери или отца может приводить к патологическим изменениям наследственного вещества - к мутациям. Токсикозы беременности и все ранее перечисленные вредности вызывают «нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга», так называемые дети с минимальной мозговой дисфункцией. ММД - для них характерны недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства, сочетающиеся с неравномерностью и запоздалостью психического развития, изменениями в поведении и мотивации учебной деятельности. Если у ребёнка ещё и скрытое левшество или амбидекстрия, то зачастую возникают дислексия, дисграфия и дискалькулия.
Итак, анализ причин речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией (сбоем) речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушением интеллекта или сенсорными (чувственными и опознавательными) дефектами, а также при различных текущих заболеваниях нервной системы. В последнее десятилетие получила поддержку в академической среде точка зрения, что конфликты в семье, тревожные мысли молодой матери, вынашивающей ребёнка, неуверенность в своём будущем, отсутствие любви и заботы, приводят к формированию психосоматических расстройств у матери и возникновению субдепрессии у ребёнка. Ведь мысли человека трансформируются в определённые гормоны, а это в свою очередь вырабатывает химические вещества, которые через плаценту влияют на ребёнка, создавая у него страх перед рождением и угнетая его гармоничное развитие психики будущего малыша. Отсюда возникают перекосы в взаимодействии и взаимопонимании матери и ребёнка, влияющие на счастливую жизнь в будущем!

Литература.
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – М., 1999.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.Л., Чиркина Г.В. Основа логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
3. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Вернуться



































 
МБДОУ "Детский сад №125" г.Чебоксары
г. Чебоксары, ул. Кадыкова, д. 10 "а"
телефон: 51 - 29 - 40
E-mail: dybok125@mail.ru
Главная || Новости || Форум || Чат
 
Хостинг от uCoz