МБДОУ "Детский сад №125" г. Чебоксары
     
Диалог со специалистом. Педагогическая академия.

Вернуться

Что такое готовность к школе?

Быть готовым к школе уже сегодня
не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе - значит
быть готовым всему этому научиться.
Л. Венгер


Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь. Школа проводит тестирование весной - летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребенка к школе и помочь ему.

Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение.
    Тогда как обучение в школе требует умения:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • сравнивать, анализировать, группировать;
  • действовать произвольно;
  • действовать по образцу;
  • общаться со сверстниками;
  • и желания быть школьником, "взрослым".
В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год (5-6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, - то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.

Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.

Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.

Важно правильно подобрать школу для ребенка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.

Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: "да, почти всегда", "иногда", "может быть", "нет, почти никогда". Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.

1. Все ли вам нравится в своем ребенке?
2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
5. Поправляете ли вы речь малыша?
6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли вы малыша?
8. Смеетесь ли вместе с ним?
9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
10. Часто ли обнимаете ребенка?
11. Играете ли вместе?
12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
13. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?
15. Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?
16. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
17. Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
19. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?
20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Ключ:

"Да, почти всегда" - 4 балла. "Иногда", "может быть" - 2 балла. "Нет, почти никогда" - 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

от 80 до 60 баллов - вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

от 60 до 30 баллов - очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы "иногда" и "нет, почти никогда", что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?

меньше 30 баллов - стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

Памятка

    Развитие ребенка к шести годам:

  • различает предметы по признаку формы;
  • обозначает словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
  • сравнивает по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
  • применяет различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;
  • изображает овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры;
  • создает изображение фигуры человека и животного в движении;
  • создает выразительные образы по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги;
  • строит и рисует по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.

Вернуться





























 
МБДОУ "Детский сад №125" г.Чебоксары
г. Чебоксары, ул. Кадыкова, д. 10 "а"
телефон: 51 - 29 - 40
E-mail: dybok125@mail.ru
Главная || Новости || Гостевая книга || Форум || Чат
 
Хостинг от uCoz