МБДОУ "Детский сад №125" г. Чебоксары
     
Диалог со специалистом. Педагогическая академия.

Вернуться

Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников.

Что такое этикет?

Это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей.

Начав формироваться в России в XYIII в. как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами, он за триста лет претерпел определенные изменения, но неизменной осталась нравственная основа - любовь и уважение к людям. Соблюдение этикета, способствующее установлению приятных отношений, успеху в делах и личной жизни, проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, каких поведенческих и речевых манер придерживаемся.

С чего следует начинать обучение ребенка?

Желательно с себя. Ребенок - великий наблюдатель и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. o Мама постоянно говорит Тане, как важно быть красивой и опрятной. Внушает ей: хорошо выглядеть - значит уважать окружающих людей. Собираясь на работу или в гости, мама продумывает все до мелочей - от одежды до цвета губной помады. А вот дома носит выцветший халат и стоптанные тапочки.

Усвоит ли Таня мамины наставления? Поймет ли девочка, что в общении с людьми нет мелочей и от внешнего вида человека многое зависит? Будет ли девочка уверена в том, что ее мама уважает своих близких?

Обучение правилам семейного этикета

Как вы думаете, надо ли уважать супруга, ребенка, родителей? Надо ли проявлять участие к ним и помогать им? Можно ли быть счастливым в семье, в которой никто ни о ком не заботится? Для большинства взрослых ответы ясны, но с ребенком об этом следует говорить, разъяснять ему правила поведения в кругу близких и самим их придерживаться. Поговорите о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама, он сам, что ему следует делать, чтобы семья была счастливой, почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении, какие добрые слова следует говорить своим близким и т.д. Используя любую возможность, чтобы сказать малышу что-то доброе, родители не только подтверждают свои чувства, что для него важно, но и учат видеть в других людях хорошие качества. Вечером детей забирают домой из детского сада. "Какой ты добрый! Спасибо!" - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. "Ты самая замечательная дочка, -радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась"; "Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны", - нервничает третья.

Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут сказать о порядках, заведенных в семьях...

Умеет ли ваш малыш обращаться к близким с просьбой и часто ли в его речи звучат требовательные нотки? Убедите ребенка, что просьбу приятнее выполнять, чем требование. Такие слова, как "пожалуйста", "очень прошу, помоги мне", "спасибо" и др., называются волшебными: они, словно ключик Буратино, открывают людские сердца. На них всегда хочется откликнуться и помочь. Но важны не только слова, но и тон, с каким они произносятся, и улыбка, располагающая к себе. Нередко мы требуем от детей серьезности, чтобы они "меньше улыбались и больше думали". Между тем значение улыбки в общении велико. Она означает, что человек любит людей и счастлив от встречи с ними. Дети много улыбаются, испытывая счастье от сознания того, что они живут, рядом есть мама и папа, все их любят. Пусть ваш ребенок копит положительные эмоции, видит в окружающем хорошее. Тот, кто в детстве получил заряд доброты, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

oЯ часто встречаю на улице двух бабушек, гуляющих с внуками. Одна постоянно ворчит; то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая живет по принципу "У природы нет плохой погоды" и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, какая бабушка прививает малышу радостное восприятие жизни?

Ребенок нуждается во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях. Мы, взрослые, знаем о том, какое сильное эмоциональное воздействие оказывают они на ребенка, но часто не придаем этому значения и забываем поцеловать ребенка, погладить его по голове, посидеть с ним, тесно прижавшись друг к другу. Многие родители испытывают сложности, поднимая своего малыша рано утром с постели.

o "Мы опоздаем в детский сад", - нервничает мама. "Сколько тебя можно будить?" - вторит ей грозный папа. А вот Катина мама, присев на постель к дочери, поглаживает ее и ласково шепчет: "Вставай, Золушка, пора собираться на бал". Катя прекрасно знает, что будет собираться в детский сад, но Золушка - ее любимая героиня, в которую она с удовольствием играет. Одна бабушка открыла мне свой секрет. Ее шестилетний внук Витя мечтает стать водителем автобуса. В семь часов утра "бабушка-автобус" стоит на стоянке у Витиной кровати и ждет отправления в ванную комнату. По утреннему графику надо проехать заданный "квартирный" маршрут и в 8 часов привезти игрушку или книжку в детский сад. От Вити зависит, успеет ли автобус к месту назначения...

Большую роль в создании счастливой семьи играют подарки и сюрпризы, которые желательно дарить не только в праздник или к дню рождения, но и в самый обычный день. Подскажите малышу, что он может подарить близким.

а). Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, поднесенные внуком, доставят ей огромную радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда лили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой.

Как вы думаете, кто помог ребенку достает близким радость и нужно ли ему это? Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или блокнот, сыграть в любимую игру сына или дочери, угостить мороженым или яблоком. Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Никогда не стоит забывать, как много родители значат для ребенка.

б). Молоденькая мама на улице воспитывает сынишку: он просится на руки, не замечая маминой усталости и тяжелой сумки в ее руке. Уговоры не помогают. "Ах так, - гневно говорит мам; - тогда оставайся, а я уйду". Она отходит от ребенка в надежде, что теперь-то он пойдет сам. Но он, маленький, обиженный, стоит и ревет во всю мочь. Наверное, от обиды (оставили одного), от злости (не получилось, как хотел) и от страха (никому не нужен: самый дорогой, самый лучший человек уходит). Для малыша это трагедия. Как быть - он не знает. А мама сердится и нервно кричит: "Ты плохой, я тебя не люблю". Ей кажется, что теперь уж точно малыш двинется с места. Для него же свет померк: он плохой, его не любят.

Как поступить в такой ситуации? К каждому ребенку нужен свой подход: одного достаточно про нести несколько шагов; другой так устал, что иди совсем не может, и его надо нести на руках; треть его можно увлечь игрой, например кто быстрей до бежит до грибка-боровика, у кого самые быстрые ноги и т.п. Что бы ни случилось, ребенку важно знать: его любят, его не оставят, он под защитой родных. Будьте осторожны в высказываниях, давая оценку детским поступкам. Говоря ребенку "Ты плохой", мы учим его негативно оценивать нас взрослых. Не "Ты плохой", а "Ты сейчас поступил плохо". Не "Вечно у тебя грязные руки", a "ОНИ сейчас грязные у тебя". Тогда у малыша появится уверенность: близкие люди считают его хорошим человеком, способным самостоятельно исправить свой недостаток. Наряду с уверенностью, что его всегда любят, что бы ни произошло, внушайте маленькому человеку чувство ответственность за свои поступки.

в). Таня, не желая делиться с братом, спряталась под кроватью и съела яблоко. Можно на нее накричать, чтобы в другой раз неповадно было, не это только озлобит девочку против брата и родителей. Поступите иначе: угостите чем-то вкусным сына и постарайтесь сделать так, чтобы он поделился с сестрой. Похвалите его. Воспитывайте на положительных эмоциях. Помогая ребенку, обучая его жизненной стойкости, не следует решать за него такие вопросы, с которыми он может справиться сам.

г). Валера расстроен: он поссорился с ребятами во дворе, и те не хотят с ним играть. Папа сказал: "Не хотят и не надо, мы с тобой вдвоем погуляем". Во дворе они начали строить снежную крепость и делали это так увлекательно, что к ним присоединились другие ребята. Зачем Валериному отцу надо было заниматься с чужими детьми? Не лучше ли погулять вдвоем с сыном? Сначала он так и хотел сделать, но, выйдя на улицу, решил примирить сына с друзьями. Получилось замечательно: дети весело играли, и Валера оказался среди них.

Обучая ребенка правильному и доброжелательному отношению к людям, желательно, чтобы родители обсуждали с ним свои отношения: почему они любят друг друга, почему заботятся о детях, а дети - о родителях. Поссорившись с ребенком, помогите ему выйти из ситуации ссоры: обсудите вместе, почему вы считаете его поступок неправильным, выясните, что заставило его так поступить. Помогая осознавать свои поступки, вы научите ребенка налаживать мир с взрослыми: искренне произнести слова извинения, сделать что-нибудь приятное для того, кого он обидел.

Отмечаете ли вы вместе с ребенком семейные праздники?

Они необходимы прежде всего для развития взаимопонимания и доброжелательных семейных отношений.

д). Машины родители вместе с дочкой и сыном отмечают день свадьбы. Все дарят друг другу подарки. За праздничным столом папа и мама вспоминают о том, как познакомились, почему решили пожениться, каким замечательным был день свадьбы. Рассматривают фотографии из "особого" семейного альбома - фотография мамы и лапы в день свадьбы, шесть снимков вместе с Машей и еще два с маленьким братом Митей. Машины родители завели такую традицию: в день семьи обязательно фотографироваться всем вместе.

День рождения ребенка - тоже семейный праздник. Его можно отметить в кругу близких родственников или друзей новорожденного, обучая его при этом правилам гостевого этикета: в свой день рождения малыш сам отвечает за подготовку и проведение праздника, взрослые ему "только помогают". Конечно, они берут на себя все организационные заботы, таким образом приучая ребенка с малых лет быть гостеприимным хозяином.

Может ли быть счастливой семья, в которой нет папы или мамы?

Мы называем такие семьи неполными. К сожалению, их сегодня немало. Но это вовсе не значит, что союз, состоящий из одного родителя и ребенка, не может быть счастливым. Каждый член семьи выполняет определенные функции: папа - кормилец, добытчик средств к существованию, мама - управляющий домашним хозяйством, ребенок -первый помощник родителей. Домашних обязанностей много, и семья успешно разбивается тогда, когда каждый их добросовестно выполняет. Когда в семье нет мамы, папы или ребенка, их функции берут на себя те, кто есть. Разумеется, это не единственный способ приобретения семейного счастья, но он весьма значителен.

е). Шестилетний Роман - единственный мужчина в семье. Бабушка и мама нуждаются в его помощи и защите. Он это знает и старается поддержать их, как может. Вы спросите: что может сделать шестилетний ребенок? Не так уж и мало, если разумно вести его к этому. Бабушка просит его помочь принести "тяжелую" сумку из магазина, мама вместе с сыном меняет перегоревшую пробку счетчика. Так постепенно Роман учится брать на себя мужские семейные обязанности.

    Правила семейного этикета, которые должен освоить дошкольник:

  • дома надо следить за своим внешним видом;
  • проявлять к близким внимание;
  • быть добрым, нежным, заботливым и вежливым;
  • делать подарки и приятные сюрпризы;
  • стараться не ссориться с родными.

Вернуться





























 
МБДОУ "Детский сад №125" г.Чебоксары
г. Чебоксары, ул. Кадыкова, д. 10 "а"
телефон: 51 - 29 - 40
E-mail: dybok125@mail.ru
Главная || Новости || Гостевая книга || Форум || Чат
 
Хостинг от uCoz