МБДОУ "Детский сад №125" г. Чебоксары
     
Диалог со специалистом. Педагогическая академия.

Вернуться

Праздники и календарные обряды.

Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные - связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые - обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной группы в другую, вступлением в брак, смертью и т.д.

Календарные праздники приурочены к основным переломным периодам астрономического года - зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и весеннему солнцестоянию. В древности у чувашей началом года считалось ближайшее к весеннему солнцестоянию (21-22 марта) действия, посвященные проводам старого года (калам, серен, вирем) и встрече года наступающего (манкун, пун-сёр уявё).

Следующей важной вехой в древнем календаре был период летнего солнцеворота (21-22 июня). В зените лета чуваши отмечали праздник синце, который продолжался две недели. На это время прекращались все работы на земле, совершались общественные жертвоприношения (асла чук, уй чуке, сумар чуке), во время которых крестьяне испрашивали у бога хорошего урожая, тучного скота, здравия себе. Молодежь тогда начинала водить хороводы, устраивала по вечерам игрища.

В дни осеннего солнцестояния (21-22 сентября), завершая годовой цикл хозяйственной деятельности, проводили семейно-медовые торжества чуклеме. В их ритуал непременно входило благодарственное жертвоприношение божествам и духам предков. В то же время совершали обряды присоединения новопреставленных покойников к ранее усопшим (юпа). Они отмечали переход от теплого, благодатного весенне-летнего сезона к холодному, чреватому многими опасностями осенне-зимнему. По языческим представлениям, весной и летом на змеле торжествуют силы добра и плодородия, поэтому все обряды направлялись на их поддержание. В осенне-зимний период, наоборот, якобы властвовали разрушительные силы зла. Соответственно все ритуально-обрядовые действия направлялись на избавление от козней злых духов и прочей нечисти. Считалось, что наибольший разгул их приходится на дни зимнего солнцеворота (21-22 декабря). В это время чуваши отмечали сурхури: совершали ритуальные действия с целью изгнания злых духов и обеспечения благополучия общества. Так, например, хождение по домам ряженых (цветке, шуйттан ваййи) символизировала активность злых сил, и действия участников обряда направлялись на их изгнание. Ряженные разыгрывали сцены гибели злых духов. А в конце зимнего цикла совершались обряды очищения жилищ и хозяйственных построек от всякой нечисти. Завершающие этапы зимних обрядов как бы знаменовали пробуждение сил добра.

До периода весеннего солнцестояния продолжалась эта борьба между разрушительными и созидательными силами. Наконец годовой цикл обрядов завершался, силы добра окончательно побеждали зло, и снова наступал Великий день (Манкун), а с ним возрождались силы природы.

Указанные переломные периоды годового переворота, отмечаемые большими праздниками, составляли основу традиционного календаря. Вместе с тем, языческий календарь был органически связан с крестьянским трудом и усложнялся обрядами, приуроченными к важнейшим сельскохозяйственным работам. С особым почитанием чуваши отмечали начало и завершение весеннего сева (ака патти, ака чуке, варлах патти, акатуй), сенокоса (ута чуке), жатвы (вырма тухни, сурма салтни, сурла сыхни, ана вай илни), молотьбы (аван патти, аван сари, аван чуке). Эти обряды вносили неповторимый сказочный колорит в монотонную жизнь крестьянской жизни, возвышая и освещая тяжелый труд хлебороба.

Вот уже 400 с лишним лет чуваши живут в составе России, впитывая живительные соки богатейшей русской культуры. Это не могло не сказаться и на обрядах чувашей. Они восприняли ряд русских народных календарных праздников - масленица (саварни), симёк (симек), крещение (кашарни) и др. Но эти праздники обогащались традиционными чувашскими обрядами и порой приобретали совершенно иной вид.

После обращения чувашей в христианство их обрядовый репертуар значительно пополнился, в него вошли такие праздники, как рождество (раштов), вербное воскресение (качка празднике), Николин день (микул, ), троица (труйски), Ильин день (илем), Спас (сапас), Петров день (питрав), покров (пукрав) и др. Многие из церковных праздников переосмысливались и приобрели более "приземленный" земледельческий характер.

Чувашский народный календарь развивался под сильным влиянием русских календарей и их смены, а к концу 18 века слился с принятым в 1700 г. в России гражданским календарем. В связи со сменой системы календаря многие традиционные чувашские праздники получили иную временную приуроченность. Приспосабливаясь к церковному православному, гражданскому юлианскому, а затем григорианскому календарю, чувашские праздники смещались во времени, обряды языческого прошлого теряли системный характер, примыкая то к одному, то к другому из вновь обретенных праздников.

Вернуться





























 
МБДОУ "Детский сад №125" г.Чебоксары
г. Чебоксары, ул. Кадыкова, д. 10 "а"
телефон: 51 - 29 - 40
E-mail: dybok125@mail.ru
Главная || Новости || Гостевая книга || Форум || Чат
 
Хостинг от uCoz